Мы решили разработать программу оценки качества управления лесами в регионах, поскольку в соответствии с новым Лесным кодексом все основные полномочия по управлению лесами переданы исполнительной власти регионов. Однако до сих пор не предусмотрена оценка качества реализации этих полномочий, то есть того, что реально происходит в наших лесах. Даже забыли разработать и утвердить механизм отзыва полномочий по управлению лесами в тех случаях, когда регионы явно не справляются с их выполнением.
Нас, в отличие от разработчиков и лоббистов проекта Лесного кодекса, вопрос качества реализации полномочий по управлению лесами очень волнует по одной простой причине: сам по себе механизм перечисления субвенций по принципу «чем больше площадь лесов, тем больше субвенции» не работает. Нет системы оценки качества реализации переданных полномочий. Встает очевидный вопрос: куда идут субвенции федерального бюджета и насколько эффективно они используются?
Как показали события лета этого года, они явно не в полной мере идут на формирование противопожарных сил и противопожарное обустройство территорий. Наверное, это неправильно. Поэтому нам казалось, что нужно создать рейтинг качества и устойчивости лесоуправления в регионах. Этот механизм должен помочь и Рослесхозу, и Минрегиону, и правительству в целом выстраивать управление лесами в регионах, опираясь на систему объективных оценок. А также, как мы надеемся, он поможет губернаторам оценить эффективность управления лесами в своих регионах по сравнению с соседними.
Другое дело, что наша идея не сочетается с тем, что привычно для чиновников. Мы несколько месяцев не могли получить письма поддержки нашей инициативы со стороны руководства Рослесхоза. Только после личной встречи с руководителем Рослесхоза Алексеем Ивановичем Савиновым им было дано четкое указание дать такое письмо поддержки. Только после того, как мы получили такое письмо поддержки, проект начали выполнять в регионах. Деньги на финансирование программы мы нашли сами, и, получив поддержку от Рослесхоза, мы обратились к губернаторам с просьбой дать нам необходимые данные.
Некоторые регионы не очень горели желанием раскрывать реальную картину, что происходит с лесами. От некоторых регионов, в частности – из Тульской области, мы получили честный и прямой ответ, что они данные не дадут. Мы будем активно «бороться» с регионами, которые решили утаить информацию об управлении своими лесами. В частности, мы опубликовали списки «саботажников» на нашем сайте и запустим пресс-релизы в каждый такой регион, чтобы общественность и СМИ спросили у своего губернатора – что конкретно и почему он скрывает об особенностях управления лесами в регионе. Неудивительно, что информацию отказались предоставить и управление лесами по Московской области, Краснодарский и Приморский край, республика Карелия. Будем доводить эту информацию до Рослесхоза, и если подотчетность Рослесхоза будет передана из Минсельхоза напрямую премьер-министру, то значит, будем информировать и премьер-министра.
Методика рейтинга учитывает 69 критериев, которые позволят оценить качество управления лесами не только с экономической, но и с социальной и экологической точек зрения. Обидно, что получить результаты этого проекта мы могли бы еще до массовых пожаров этого лета, если бы нас не стреножили: нам не давали письма поддержки почти год.
Без этого письма действовать, к сожалению, не удавалось. Регионы рассказывали, что им неофициально звонили из Москвы и просили не передавать эти данные. Когда мы сделали тестовый вариант исследования в 8 регионах без письма поддержки и получили ответ только от одного, то поняли, что в регионах, где все с управлением не очень хорошо, – данные получить просто невозможно.
История с пожарами показала, что наши предложения и подходы идут в правильном направлении. Если не проводить оценку, как реально реализуются переданные в регионы полномочия, то мы никуда не уйдем от повторения катастрофы, которая случилась в последние месяцы, а средства федерального бюджета (субвенции) будут и дальше тратиться недостаточно эффективно.
Самая большая эффективность нашей работы будет в том случае, если данный подход – рейтинг качества и экологической устойчивости лесоуправления – потом будет использоваться Рослесхозом, и станет объективным основанием для отзыва полномочий у тех, кто с ними не справляется, например, у Приморского края. Возможно, на основе рейтинга лесоуправления в регионах удастся улучшить финансирование в тех регионах, которые лучше управляются с полученными полномочиями. Именно такой подход мы будем предлагать премьер-министру и руководителю Рослесхоза.
Автор : Евгений Шварц