Женщины осторожнее мужчин. Не то чтоб их поголовно не привлекали быстрые мотоциклы, бег быков в Памплоне и высокорисковые инвестиции, но в целом они больше тяготеют к чему-то спокойному и надежному, чем так называемый сильный пол. По крайней мере, если говорить о финансовой сфере США, то это не сексизм, а научно доказанный факт.
В России прекрасный пол тоже финансово сдержанней сильного. Например, согласно опросу ФОМа, меньшая доля женщин купила бы акции, если бы имела такую возможность (27% женщин против 36% мужчин). Кроме того, женщины больше тяготеют к низкорисковым вложениям: счету в Сбербанке (его выбрали 39% против 34% среди мужчин) и хранению денег дома (12% и 9%). Зато мужчины чаще предпочитают инструменты с более высокой степенью риска: акции крупных компаний (популярность среди мужчин 10%, а среди женщин – 8%), коммерческие банки (5% и 4%), ПИФЫ (3% против 2%).
Однако недавнее исследование итальянских экономистов профессора Грациэллы Бертокки (рыженькая), доктора Марианны Брюнетти (брюнетка) и профессора Констанцы Торичелли (блондинка) показало, что есть способ пробудить аппетит к риску у женщин и этот способ – выйти замуж. Например, в 1989 году средняя доля высокорискованных активов в портфеле ценных бумаг одинокой итальянки составляла 0,31%, а замужней – 0,42%. В 2006 году соотношение изменилось, но тенденция осталась той же: 2,36% у одиноких против 3,52% у связавших себя узами Гименея.
Почему же женщина становится отчаянной домохозяйкой (в финансовом отношении, конечно)? Бертокки, Брюнетти и Торичелли утверждают: женщины расценивают брак как низкорисковый актив. Логика подсказывает: поскольку в жизни появилась подушка безопасности в виде работающего мужа, то свои сбережения можно переложить в более рискованные (и, соответственно, более доходные) активы, чтобы в целом портфель остался по-прежнему сбалансированным.
Правда, данная зависимость обнаружена только у тех, кто после замужества сидит дома. Естественно, что для работающих женщин муж как источник дополнительного дохода и, стало быть, как финансовая подушка безопасности значит гораздо меньше.
Со временем разница в аппетите к риску между мужчинами и женщинами снижается. Например, состоящие в браке мужчины в 1989 году имели в 2,5 раза большую долю высокорисковых активов, чем замужние женщины, а в 2006 году – только в 1,7 раза. Вызвано это все той же эмансипацией: женщины все чаще продолжают работать после брака, и значение мужа как низкорискового актива постепенно снижается.
Практический вывод для инвестконсультантов из всей этой теории таков: если ваш клиент-женщина обрела счастье в браке, то попробуйте склонить ее к покупке более рискованных бумаг. Ведь домохозяйка, почувствовавшая себя за мужем, как за каменной стеной, склонна рискнуть деньгами, которых не заработала.
Автор : Николай Дзись-Войнаровский