Подготовленный МВД проект закона «О полиции» оставляет много вопросов. Его авторы утверждают, что этот закон защитит простых граждан от злоупотреблений, что это закон прямого действия и подготовлен по принципу «Не общество для милиции, а милиция для общества». Официальные источники в бурном восторге от идеи обсуждения закона в интернете: считается, что это сделает закон «народным».
Вот только за этими красивыми и громкими фразами не спрятать настоящую суть полицейского закона. В этом проекте нет ничего плохого, но нет и ничего хорошего. Он просто отражает мировоззрение тех, кто его готовил в сжатые сроки, в обстановке повышенного общественного прессинга, на волне милицейской ксенофобии. Но это только в том случае, если проект останется проектом и не станет Законом.
Авторы проекта наступили на старые грабли. Они взяли за основу закон «О милиции» и попытались его отредактировать, по принципу: «закон не должен мешать работе милиции». Как следствие, этот проект фактически ничего не меняет, а только неоправданно расширяет и без того раздутые права, фактически открывая дорогу бесконтрольному полицейскому произволу.
По моему мнению, в существующем виде этот закон не должен быть принят. Прежде всего, у него очень неудачная компоновка – огромные статьи, содержащие по 30–40 пунктов. Такой закон очень сложен для понимания и практического применения. Предположим, сотрудник полиции что-то от вас требует, ссылаясь на права, предоставленные ему ст. 13 закона «О полиции», попробуйте, найдите эти конкретные права на 9-ти страницах, написанных мелким шрифтом. Самый простой способ – преобразовать главы в разделы, статьи в главы, а пункты в отдельные статьи.
В проекте огромное количество отсылок как к существующим законам, так и к неопределенному кругу, в том числе и не существующих, ведомственных нормативных актов. Это чревато тем, что сотрудники полиции будут ссылаться на некий секретный или служебный указ президента или приказ министра, увидеть который простые граждане не смогут.
В законе нет главного: четкой регламентации каждой полицейской процедуры. Необходимо подробно расписать каждое действие каждого должностного лица полиции, и любое отклонение от этой процедуры рассматривать как незаконные действия, со всеми вытекающими последствиями. Например, как это сделано в Уголовно-процессуальном кодексе.
Фактически, необходимо создать не закон «О полиции», а что-то типа «Кодекса о полицейском производстве». В этом кодексе должны быть прописаны не только общие права полиции, но вся структура МВД, перечислены права и полномочия каждого должностного лица – от министра, до рядового патрульного, жестко зафиксированы основания и процедурный порядок принятия любого решения, выполнения любого действия.
Необходимо запретить министру и иным руководителям принимать какие-либо нормативные акты, изменяющие или искажающие полицейские процедуры, предусмотренные законом, либо вводить новые процедуры, не предусмотренные законом.
И еще один момент. Закон или кодекс «О полиции» должен восполнить существующий в настоящее время пробел в процессуальном законодательстве, а именно определить содержание так называемой «доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлении». То есть характер и порядок действий должностных лиц по проверке заявления или сообщения о преступлении в случаях, когда оснований для возбуждения уголовного дела недостаточно. Но в проекте этот пробел не рассмотрен вовсе.
Автор : Андрей Шапошников